Размер шрифта
Цвет

Выставка «ИЛЬЯ ГЛАЗУНОВ. ПОЛЕ КУЛИКОВО». Живопись из коллекции Тульского областного художественного музея

cover
Дата 26.05.2023
Время
Место Сочинский художественный музей имени Д.Д. Жилинского

Выставка «Илья Глазунов. Поле Куликово» подготовлена к Дню города Сочи и входит в цикл проектов, направленных на развитие сотрудничества Сочинского художественного музея имени Д.Д. Жилинского с региональными музеями России.

Открытие выставки 26 мая в 15-00

Коллекция Тульского областного художественного музея, основанного в 1919 году, насчитывает более 23 тысяч произведений западноевропейского, русского и современного искусства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства XVI-XXI веков. Его основу составили частные коллекции из дворянских усадеб Тульской губернии, дарения художников и их наследников, закупки и передача Министерством культуры РСФСР и другие источники.

В 1982 году в музей поступили 24 произведения живописи и графики из цикла «Поле Куликово» Ильи Сергеевича Глазунова, посвященные 600-летию Куликовской битвы, закупленные у автора Министерством культуры РСФСР и переданные музею.

Илья Сергеевич Глазунов родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Во время блокады от голода погибли его отец, мать и почти все близкие родственники. Через смертельную для многих «дорогу жизни», пролегавшую по льду Ладожского озера, будущий художник был вывезен из осажденного города и два года провел в глухой новгородской деревне. После возвращения в родной город он поступил и блестяще окончил среднюю художественную школу и Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. В 1957 году в Москве состоялась первая выставка Ильи Сергеевича, уже тогда ставшая заметным явлением в современном искусстве, на которой обозначилась ведущая направленность творчества художника, обращенная к разным жанрам живописи с преимущественным перевесом в сторону тематической картины и портрета. Сколько создано в этом направлении произведений по заказам многих зарубежных и русских высокопоставленных персон на исторические и современные темы, с большим успехом экспонированные на выставках в России и за рубежом.

Над циклом «Поле Куликово» Глазунов работал в течение нескольких лет, воплощая свой замысел на основе исторических материалов, летописей, жития Сергия и московского князя Дмитрия, изучения древнерусской повести «Задонщина», народных преданий и легенд. Разумеется, важным для художника было посещение поля Куликова, находящегося на территории Тульской области, как исторического места великого сражения. Ратный подвиг русского воинства в битве в 1380 году на поле Куликовом с монголо-татарской ордой последовательно и эмоционально раскрывается в каждом полотне и выстраивается в единую цепь образного звучания. Весь цикл насчитывает 30 произведений, 24 из которых были определены в коллекцию Тульского областного художественного музея, где они бережно хранятся и периодически участвуют во многих выставках.

На полотнах этого цикла главными, символическими фигурами выступают московский князь Дмитрий и игумен Троицкой обители Сергий Радонежский, благословивший князя Дмитрия с его войском на Великую победу. Эти образы предстают на полотнах Глазунова крупным планом в величавом спокойствии, осознающими важность грядущего сражения и необходимость его победного завершения («Дмитрий Донской», «Сергий Радонежский», «Канун. Перед Куликовской битвой»). Рядом с этими произведениями важное место занимает большое полотно «Гонец» - необычайно напряженное по композиционному и живописному строю. Художник умело использует эффекты освещения в разработке темы и образа гонца, как предвестника предстоящего сражения.  

Мужество и сила русских воинов ярко выражена художником в образе воина-монаха Александра Пересвета, вступившего в бой с богатырем Челубеем во имя защиты земли Русской («Поединок»). Эту идею Глазунов столь же вдохновенно воплотил в многофигурных композициях, с панорамным охватом пространства, заполненного противостоящими друг другу войсками, с четкой разработкой планов, выделенными главными фигурами, что говорит о высоком профессиональном мастерстве художника («Засада», «Туман», «Бегство татар»).

Необычайно выразительной предстает в изображении Глазуновым княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского («Княгиня Евдокия в храме», «Проводы войск»). Ее образ ассоциируется с представлением о красоте русских женщин, их стойкости и непоколебимой веры в победу.  

С особым эмоциональным чувством решено художником полотно «Временный перевес», в котором, по описанию летописца, "копья ломались, как солома, стрелы падали дождем, пыль закрывала солнечные лучи, мечи сверкали молниями, а люди падали как трава под косою, кровь же лилась, как вода, и текла ручьями. Пешая русская рать, бывшая в передовом полку, вся полегла костьми, геройски пали и многие князья. Уже раздавались победные кличи разноликого войска Дикой степи. Но впереди, уже совсем близко, была русская победа! "

Известно, что князь Дмитрий принимал личное участие в этом победном сражении, разделяя общую участь русского воинства, к счастью, избежав трагической гибели. Этот исторический момент отражен Глазуновым в произведении «Нашли князя Дмитрия». Кульминационным моментом исторического сражения воспринимается картина «Ночь после битвы», где под покровом ночи мы видим землю, усеянную телами погибших воинов. В этой напряженной, драматичной по звучанию ночной тишине, образы людей, ведущих поиск оставшихся в живых воинов, воспринимаются с особой эмоциональной силой, подчеркнутой контрастом освещения, усиленного пламенем свечи и сгустком темно-синей цветовой гаммы.

В цикле «Поле Куликово» художником параллельно разрабатывалась и тема завоевателей Русской земли, что свойственно полотнам «Штурм града», «Хан Мамай». В образе хана Мамая со всей очевидностью и мощью предстает национальный типаж, с характерными особенностями его облика. Эти национальные черты присущи образам, созданным художником и в картинах «Монгольская девушка», «В монгольских степях».

Итогом исторической битвы на поле Куликовом выступает тема Победы и возвращения русских воинов в родные края («Возвращение»). Символом красоты Русской земли, звучащим как победный гимн, воспринимается Поле Куликово с его неповторимым ландшафтом, восходами и закатами, уникальными травами («Поле Куликово», «Верный конь»). И по выражению самого художника, в цикле работ «Поле Куликово» он стремился «передать только жизненную достоверность, истинность происходящего, чтобы еще раз наш современник прикоснулся к великому прошлому Родины, с новой силой почувствовал бы неразрывную связь времен, связь поколений, свою сопричастность к событиям давно минувших эпох».

Выставка открыта в режиме работы Сочинского художественного музея имени Д.Д. Жилинского с 26 мая до 17 сентября 2023 года. Выставочные залы 1 этажа.

Сочинский художественный музей имени Д.Д. Жилинского

Сочи, Курортный проспект, 51

Часы работы: с 10 до 18, касса до 17.30, выходной - понедельник

Телефон кассы: 8 (862) 262-29-47