Размер шрифта
Цвет

Персональная выставка Народного художника России Игоря Павловича Обросова

Персональная выставка Народного художника России Игоря Павловича Обросова

Выставку Игоря Павловича Обросова (1930-2010, Москва) можно отнести к самым знаковым проектам Сочинского художественного музея за 2020 год.

Игорь Обросов — ключевая фигура отечественного искусства 20 века, с ярким, узнаваемым авторским почерком. Он из тех художников-шестидесятников, которые, находясь в жестких идеологических рамках соцреализма, смогли сформировать новую оптику взгляда, новый изобразительный и выразительный язык.

Картины таких мастеров, как Игорь Обросов, Таир Салахов, Петр Осовский, Виктор Попков, Павел Никонов, братья Александр и Петр Смолины, Николай Андронов в 1960-е года точно выразили настроение эпохи. В этот период стала очевидной цена великих достижений пятилеток 1930-х годов, вскрылась информация о сталинских репрессиях и многочисленных жертвах нашего народа во имя Великой Победы. С другой стороны, были очевидны наши успехи в науке, в освоении космоса, в атомной энергии, в промышленности и социальной сфере. В обществе преобладало ощущение особой гуманистической роли страны в мировой истории, высокие нравственные идеалы. Непререкаемой оставалась вера в светлое будущее и готовность жертвовать собой во имя его.

Этот острый конфликт между осознанным драматизмом реальности и красотой цели выразился в особом трагическом пафосе картин, в характерной драматичной изобразительности – пластике, колорите, рисунке, которую искусствовед Александр Каменский назвал «суровым стилем».

Игорь Обросов вспоминал: «Мы начинали во времена, когда искусство выполняло жесткий партийный заказ, выдавая желаемое за действительное. А для нас, особенно для тех, кто прошел войну, самыми важными были слова Твардовского о необходимости «правды факта».

По словам куратора выставки, искусствоведа Петра Баранова: «Сегодня мы переосмысливаем наше художественное наследие советского времени, особенно послевоенного периода. Рассматривая послевоенный период отечественного искусства, с известной долей условности останавливаешься на термине «проторенессанс», по аналогии с итальянским искусством XIII–XV вв. Можно говорить о том, что художники этого направления в своем творчестве открывали новые пути для последующих поколений художников».

На выставке представлены портреты друзей Игоря Обросова, его выдающихся современников, деревенские и городские пейзажи, графические работы, живописные полотна с обнажённой натурой и работы, посвящённые семье художника.

Выставка открыта в режиме работы музея.